Это должна была быть статья о белогвардейской эмиграции в Константинополь. Я слышал много рассказов о том, как русские красавицы-аристократки приобщали турецких девушек к последней моде тех времен, как ценились офицеры-белогвардейцы, ведь многие из них были высоко квалифицированными инженерами, как жены офицеров торговали цветами в одном из пассажей Таксима и ещё с десяток подобных.
Врангель в Константинополе.
Но изучив исторические документы того времени, статьи историков освещающих те события и дневники очевидцев я понял, что это совсем другая история. История предательства, лишений, тяжких испытаний, пренебрежения к человеческим жизням. История смерти, голода и жизни в нищете. Люди, которые должны были стать будущим России, виднейшие ученые, инженеры, поэты и их семьи, остались без каких либо средств к существованию, преданные союзниками и отвергнутые родиной за которую они проливали кровь. Люди, которые сражались не за ресурсы и власть! Они сражались за честь, за душу российского народа!
Прибытие эвакуированных из Крыма частей Русской армии в Константинополь.
Это грустная история... И писать об этом, пропустить это через себя - выше моих сил. Если вас интересует тема белогвардейской эмиграции в Константинополь, я могу посоветовать вам хорошую, подробную статью на эту тему. Она находится здесь.
Русская армия в Галлиполи.
А я, отойдя не много от основной темы моего блога, расскажу вам о событиях произошедших в Галлиполи (тур. Gelibolu). О подвиге совершенном русскими солдатами и офицерами, который вошел в историю как "Галлиполийское сидение".
И. А. Бунин, отвечая на вопросы белградской газеты «Галлиполи», писал 15 февраля 1923 г.:
"Галлиполи — часть того истинно великого и священного, что явила Россия за эти страшные и позорные годы, часть того, что было и есть единственной надеждой на ее воскресение и единственным оправданием русского народа, его искуплением перед судом Бога и человечества."
В ноябре 1920-го года Армия генерала П. Н. Врангеля — последняя надежда белых на Юге страны — эвакуировалась из Крыма в Константинополь. 150 тысяч (по другим источникам до 200 тысяч) беженцев на 130-и судах пересекли Черное море и высадились на берегах Константинополя. Через две недели, после долгих споров с французским оккупационными командованием, было получено разрешение разместить части Русской Армии в трёх лагерях. Основным лагерем в котором разместили регулярные части Русской Армии, сведенные в 1-й Армейский корпус, был лагерь вблизи Галлиполи, на северной оконечности Дарданеллы, в 200 километрах от Константинополя. Два других — в Чаталадже близ Константинополя и на о. Лемнос — были предназначены для донских, терских и кубанских казаков. (Здесь можно посмотреть документальный фильм о событиях на острове Лемнос)
Разгрузка продуктов с парохода
22-ого ноября пароходы "Херсон" и "Саратов" первыми встали на рейд в портовом городке Галлиполи. Под сильным осенним дождем с кораблей на берег сошли люди, в большинстве своем сломленные морально и физически, не знающие, что ждет их впереди, потерявшие веру в возможность дальнейшего сопротивления Белой армии.
Кутепов А.П.
В состав 1-ого Армейского корпуса к 1921 году входили 9 540 офицеров, 15 617 солдат, 369 чиновников и 142 врача и санитара — всего 25 868 человек. С ними было много женщин и детей. Командование войсками в Галлиполи принял на себя генерал Кутепов А.П.
Лагерь Корниловского ударного полка.
Армия разместилась в ветхих бараках, которые не могли защитить от непогоды в зимний период. В первые месяцы от болезней умерло около 250-и человек. Так как генерал Врангель был изолирован французами от частей Армии, поддержанием боевого духа всецело занимались А.П. Кутепов и генерал Б. А. Штейфон. Было сделано главное - потерпевшая поражение армия продолжала верить в то, что их дело правое и, пока они живы, есть ещё возможность спасти родную страну из лап коммунистов и вернуться домой.
"Для поддержания на должной высоте доброго имени и славы русского офицера и солдата, что особенно необходимо на чужой земле, приказываю начальникам тщательно и точно следить за выполнением всех требований дисциплины. Предупреждаю, что я буду строго взыскивать за малейшее упущение по службе и беспощадно предавать суду всех нарушителей правил благопристойности и воинского приличия…"
— Из приказа по 1-му Армейскому корпусу Генерала А. П. Кутепова[1]
Комментариев нет:
Отправить комментарий